То что я сам не пишу гайды, не мешает мне их читать. Это как хобби такое. К сожалению пока, особо гайдов-то и нет, а которые есть страдают излишней теорией, часто слабо или мало применимой на практике. Плюс "индустриальный" стандарт заставляет авторов писать гайды в расчете на "сферического" босса, в стиле танк-н-спанк. То есть грубо говоря самый простой вид боя. Танк танчит, дд ддшат, хил хилит. Новичок почитав такие гайды и придя в героик вдруг обнаруживает, что количество таких боев (особенно на освоении) стремится к нулю. Оказывается, надо делать еще что-то, оказывается иногда надо водить, оказывается еще что-то жать и прочие приятные неожиданности. И вины авторов гайдов в этом нет, они не смогут охватить все аспекты в любом случае потому и приводят гайд к некому стандартному бою.
Пора заканчивать вступление. К чему я веду в общем-то. Я решил сделать ход конем и не писать сам гайд по воину-танку, а взять готовый и применить к нему конструктивную критику. Естественно с рассуждениями и прочей заумной лабудой. Для препарирования возьмем гайд по воину-танку с wowraider.ru. Он случайно попался под мою руку, когда я сидел в кофейне с ноутбуком в ожидании встречи по работе.
Сразу же предупреждаю. Во-первых в целом гайд полезный, и, если не ошибаюсь пока единственный или один из первых для танка в текущем контенте (по крайней мере мне другие русскоязычные пока не попадались). Во-вторых, я постараюсь придерживаться именно конструктива, а не просто ругать, что все плохо и читать его нельзя. В-третьих прошу не забывать, что критика, это не только выискивание недостатков и придирки по мелочам, а так же и поиск хорошего в рассматриваемом объекте.
Для начала пробьем по большим целям. Гайд написан хорошо и живо, имеет логичную структуру, нужные ссылки и вообще легко читается. Единственно, что немного строгости гайду не помешало бы, все-таки это именно гайд для начинающих, а не еще одна запись в личном блоге.
Первый раздел посвящен выживанию. Сразу же автор обрушивает на читателя, что всегда было только два подхода к одеванию - Выносливость и Авойданс. Если бы он поставил "сейчас" вместо "всегда", то можно было закрыть на это глаза, но без этого уточнения получается, что танки периодически одевавшиеся в армор-сеты или блок-сеты в предыдущем контенте ничего об этом не знали, и все делали зря. Продолжение этого раздела открывает почему автор все так упростил. Как всегда в наличии два вечных заблуждения, стамина-танки неэкономичны с точки зрения маны хила и искусность (блок) это оказывается авойданс.
Мне если честно уже надоело развеивать эти заблуждения. Такое впечатление, что все считают авойданс на 100% позволяет танку избежать урон. Большой пул здоровья делает любой дамаг по толстому танку более предсказуемым (что означает удобным для хила), чем по танку с малым хп, который понадеялся на свой авойданс, который не сработал когда надо. Как интересно поможет авойданс, на Химероне, если хп танка не хватит, чтобы выдержать двойной удар? Или например при пережевывании танка Магмарем? В игре очень много ситуаций, когда авойданс не работает, и это не только магический дамаг. Не говоря о всяческих накладках, перерывах в хиле и прочем. Выносливость дает самый предсказуемый и УНИВЕРСАЛЬНЫЙ стат для выживания танка. До определенных пороговых значений здоровья это важнейший стат для танка. Автор одетый полностью в эпики, с двумя эпическими стамина тринками советует начинающему (это не я придумал, гайд предназначен для начинающих) танку, забить на стамину. В итоге начинающий танк не понимает, что же он дохнет-то, все по гайду сделано, а толку ноль.
Дальше, БЛОК ЭТО НЕ АВОЙДАНС, и никогда им не был. Авойданс это сумма вероятностей уклонения, парирования и промаха моба по нам. Цитата с http://www.wowpedia.org:
Перевод гласит, что авойданс (полное избежание атак) не стоит путать с митегейшном (поглощение урона), который обеспечивает частичное уменьшение атаки. Блок и броня никогда не дают авойданса, но дают очень значительное поглощение части урона."Avoidance should not be confused with mitigation, which is the partial reduction of an attack. [Block] and armor for example can never give avoidance, but can give very significant mitigation."
Даже то, что атака может быть заблокирована полностью, не делает блок авойдансом. Точка.
Формула приведена верная, просто это формула высчитывающая суммарное уменьшение урона, а не уменьшение урона от авойданса. По сути это интегральный показатель позволяющий оценить уменьшение урона и больше ничего.
Дальше в разделе все нормально, есть стилистические огрехи, но несущественные. Единственное, что приоритет статов больше подходит уже одевшемуся танку, а не начинающему.
Что характерно все остальное написано правильно и здорово. Есть отлично расписанная ротация по сингл-таргету, ротация по пакам. Но ошибки и непонятности есть. Примеры. Автор пишет:
Зачем это нужно делать трудно понять :) В чем польза-то? Зачем второму танку это агро скопированное? Что оно дает? В любом случае, когда настанет пора забирать босса таунтом у первого танка, агро станет равным агре первого танка, и это "напуленное" агро никак не поможет. Есть соображение, что автор не совсем понимает механику работы таунта. Именно это следует из следующего утверждения."Есть небольшая хитрость при наличии двух танков. Если напул начинается сразу при пуле босса, то второй танк должен через 25 секунд босса на себя затаунтить, «скопировав» тем самым все напуленое агро себе. И оно уже никуда не денется."
Зачем с такой целью использовать таунт и чем это поможет понять трудно. То есть есть ситуация, когда топ дпс постоянно обгоняет танка, автор предлагает следить за этим и в момент перед срывом таунтить. Принципиально это конечно возможно, но по сути вредно. Почему? Во-первых, это дает ложную успокоенность, эффект от таунта длится 3 секунды, кд Таунта 6 секунд, если за 3 секунды танк не сможет набрать больше аггро, босс уйдет на дд. Дд тоже ведь не останавливается если что. О том, что топ дпс должен быть ренджем, мы узнаем только в конце объяснения концепции "таунт-танкинга". Если топ дпс например дк и человек последует этому совету, то внезапно окажется, что надо всего 110% агро, чтобы босс стал его атаковать. Ладно это придирки, допустим человек, начинающий танк, смотрит, ага, мой хант делает 15К дпс, согласно гайду, умножаем 15 на 15 = 225К агро надо набрать на боссе и переходить в режим "таунт-танкинга", видимо это включает в себя, стоять бить автоатакой и периодически нажимать таунт. Возможно автор неправильно выразился, но вся эта концепция вызывает в лучшем случае недоумение. Тем более удержать дпсера с 15К не так уж и сложно. Если забыть о бонусной угрозе абилок (все три кнопки "трехнопочного" танкинга - Сокрушение, Мощный удар щитом дают тпс равный урону, Реванш дает тпс равный урону + 7), то несложно посчитать, чтобы удержать такого дпсера, танку нужно делать чуть больше 5к дпс (защитная стойка дает 300% модификатор угрозы, то есть делая 5К дпс, мы делаем 15К тпс), что более чем доступно практически любому вару."Хотя в начале боя на одном таунте далеко не уедешь, в середине – можно. Предположим, что ваш топ ДПС делает 15к на статическом боссе которого можно таунтить. Чтобы сорвать с вас босса ему нужно набрать 130% агро. Вы можете использовать таунт раз в 6 секунд, без проблем с диминишингом. Для простоты – раз в 10 секунд. За 10 секунд ваш топ ДПС набирает 150к агро.
Если эта величина меньше 30% агро на боссе (т.е. всего на боссе 500к агро), вы можете просто нажимать таунт раз в 10 секунд и босс никуда от вас не денется. Вы догоняете топ дпс, он отрывается за 10 секунд на 25% и вы опять его догоняете. Однокнопочный танкинг
Т.е. в идеале, в режим таунт-танкинга можно переходить, как только на боссе набралось агро в 15 раз больше, чем ДПС топового РДД, стоящего вне мили радиуса."
В общем можно придираться и дальше, но не буду. Потому что как я и говорил, и нелишне повторится, что сам гайд очень достойный, и действительно поможет начинающим. Просто автор судя по всему больше практик, чем теоретик, а это накладывает определенный отпечаток. Гайд позиционируется, как гайд для начинающих, но часто проскальзывают фразы, которые идентифицируют автора, как уже слишком долго играющего в ВоВ, фейсролл, трехкнопочный, однокнопочный. При том, что автор сам себе противоречит приводя в пример набор агро, где используются около 7 кнопок. Я полностью согласен, что практически любой класс и любая роль в итоге сводится к 2-4 кнопкам, но начинающим это так не кажется, потому и бытует мнение, что "вар-танк это пианино", что тоже перекос, только в другую сторону. Надеюсь, что не особенно придирался, и автор гайда достойный во всех отношениях Гуррикап, не обидится смертельно и не будет нервничать. В конце концов, это всего лишь мое личное мнение, танка с небольшим прогрессом, пока еще не настолько активно рейдящего. Мой опыт критики.
15 коммент.:
Что-то у меня сомнения большие, что Гуррикап там что-то написал. Скорее всего перевел, да и то не он. Но это не важно. Он молодец, хорошо делает свою работу и мы с удовольствием жмем ему руку. А что касается перевода, тут можно рассуждать очень много.
Действительно без таких критиков, как ты, Дег, не родится единственно правильного гайда во всех отношениях. Поэтому истинный читатель обязательно заглянет в каменты, где помимо ололол афтар нуп будет еще и кое-что полезное. Я тут тоже на mmo-boom начитался. Потом долго вел переписку с автором перевода. Но когда выяснил, что он просто перевел за денюжку. Да еще и предупреждал владельца сайта, что гайд УГ, то понял, что мы недооцениваем труд переводчиков. И часто несправедливо выливаем на них свои негативные эмоции. А зря!
Ну может что и перевел, но танк у него точно есть, я погуглил есть прото-вар Гуррикап из гильдии Огненный Бриз, Ревущий Фьорд. Может он что-то и перевел. Но в основном видно, что по своему опыту. Правда есть у меня подозрение, что "таунт-танкинг" это перевод коммента с вовхеда, там есть такое.
Гуррикап сам его писал, инфа 100%.
Не понял вообще суть концепции таунт-танкинга. В описании таунта четко сказано, что ничего не произойдет, если цель уже сидит на вас.
Или надо дождаться пока рдд сорвет босса и потом таунтить?
Или все же при таунте количество агро приравнивается, просто не происходит смены цели?
Теоретически все понятно. Босс атакует танка, потому что рендж далеко, но агро у дд, потому таунтом мы себя делаем агро равное агро дд, и дд может опять наяривать до 129.(9)% агро. Практически эта вот разница между срывом агро настолько мала, что можно тупо не успеть, или успеть когда босс уже пошел на дд, что чревато криво вставшим обратно боссом, и потерей дпса милишников. Другое дело, что в середине боя с разогнанным Отмщением (если есть дамаг по второму танку на котором Бдительность) то вообще проблем не должно возникнуть. Единственное, что я могу предположить, это кастер-босс, который периодически кастует гадости, танк один, дамаг по нему проходит неровный, потому с яростьюе проблемы, но опять же отмщение все равно к середине боя все выправит. Так что два варианта или криво переведенный кусок откуда-то, или непонятно изложенный принцип.
При том, что разгон танка через таунт с рендж дд вещь не новая. Рендж с брустом топит гашетку, босс срывается, танк таунтит босса обратно, рендж снижает агро или пал на него сальву кидает или своей классовой абилой. У танка запас по агро и все пучком.
Ну раз сам, тогда - к Дегу :) Может он и прав, про то, чтобы не писать гайды ;) А может и наоборот. Но в любом случае, спасибо авторам за труд.
Не писать гайды надо. Но проверять надо инфу. А то самое начало, когда блок запихивают в авойданс, вызывает легкое недоверие. Там тупо проверка, в той же воввики или вовпедии забить авойданс и посмотреть что туда относится.
Гайд написан 100% мной. Взяты только некоторые цифры с вики.
Авойд, митигейшен - там действительно проблема терминологии. Суть - уменьшение урона.
Стама тринки - это то, что есть.
На искусность убивался с самого начала.
В некоторых энкаунтерах, где есть бафф рдд, танк не может удержать правильного и хорошо разогнанного рдд. Например, ходир хм.
Таунт танкинг работает на середине. Если вы набрали миллион агро, то чтобы переагрить, рдд должен набрать на 300к больше. как тут можно не успеть - хз.
Гайд написан для каты. На ката вещах со статами указанными в приоритете достаточно стамы чтобы вас не сожрал магмарь и не убил химерон. Т.е. доп. стамина не нужна. 225к это начало боя. Написано - таунт в середине. и с РДД.
Таунт на второго танка сделан для того, чтобы если на тебя напулили 100к за мисдирект, а ты набрал только 70 своих, с тебя потом не сорвали. Второй танк заберет 100 напуленых + 70 твоих.
Нет, таунт-танкинг это все, конечно, благородно. Но какой смысл в этом? Неужели не легче (да и не полезнее для рейда в целом) просто-напросто вливать в босса, тем более у воинов-танков дамаг сейчас просто отличный? Зачем он нужен вообще - повыеживаться, извините, как муха на стекле, чтоли?
прочти ещё раз мой коммент. Это техника, которая может быть полезной в определенных сражениях.
Дег, напиши в личку на воврейдере пожалуйста.
Гуррикап, никто не сомневается в твоем авторстве, тем более по сути гайд отличный, хорошо оформленный, не занудный. Я с удовольствием прочитал. Без всяких там реверансов в твою сторону, если было однозначное фуфло, я бы даже не взялся критиковать :)
Забиваться в искусность с самого начала, вряд ли так здорово. И опять же это один из подходов, даже сейчас можно найти танков с стамина геммингом, можно найти с бонус-лайк, с приоритетом в искусность и парри. И твой подход все камни на искусность. Ну это так приоритеты. Личные пристрастия, хотя и геммится на фулл-искусность в синьке, не самый лучший вариант на мой взгляд.
С Ходиром все верно, но и там не бывало проблем таких, чтобы постоянно использовать таунт, плюс там все-таки механика вара была другая. В таунт-танкингом непонятно, после того как танк набирает 1 лям аггро, он что сидит и ничего не делает, ждет пока рдд агро накрутит, танк же тоже кнопки пыщкает, и чем ближе к середине, тем больше бонус ап от отмщения. Плюс закономерный вопрос «нафига так сложно?»
Со вторым танком опять неубедительно. Давай разберем, может непонятно просто.
Имеем 1 танк, с начала боя набрал 70К агро сам, 100К агро ему сделал напулом рога для простоты. В итоге у нашего танка 170К агро есть. Через 30 секунд бонусные 100к уйдут. У нас в наличии рога со 100к агро и танк с 70К агро, по-твоему второй танк стаунтив сохранит 100к угрозы себе? Пруф желательно. Если это так, то беру свои слова обратно, если угроза от мисдиректов в любом случае уходит, то бессмысленный ретаунт. Плюс естественно от хитростей идет +15% урона танка, которые никуда не уходят, а миссдирект по сути тоже самое, из-за 130% переагривания рдд.
Как бы согласен, что техника "таунт-танкинга" может быть полезной, но точно не для начинающих, а то они обязательно неправильно поймут, будут жать таунт там где не надо :)
Если стаунтит до ухода бонусного агро - да, сохранится. Пруф - тестни сам. Не знаю какой пруф тебе дать, к сожалению. Когда проверял - так оно и было.
Проверим при случае, в любом случае это такой больше трюк, при проблемах с агро, чем постоянная практика на мой взгляд.
Для кого как, Дег. Как медведь я так постоянно танчу магов в Каменных недрах (первые паки). А по другому никак ибо сайленса нам не положено.
Отправить комментарий